© anekdotov.net
Служба не намерена получать сведения по каждой отдельной операции. В целом ФНС одобряет законопроект, вводящий отчетность о цифровой валюте, включая его спорные и нелогичные положения, однако это не означает, что закон в итоге примут в неизменном виде.
Как сообщают некоторые СМИ, в телеграмм-каналах вчера было размещено письмо ФНС за номером СД-4-3/3048@, где служба ответила на вопросы о законопроекте, предусматривающем поправки в НК об отчетности о цифровой валюте и о налогах на нее. В правовых системах письма нет, его подлинности тоже никто не подтвердил, тем не менее, оно не похоже на поддельное. Скан письма можно увидеть здесь.
Защита – только если легализоваться
В нем ФНС, в частности, высказывает мнение о том, что планируемое введение обязанности отчитываться перед налоговой о цифровой валюте и операциях с нею не противоречит нормам закона о 259-ФЗ о цифровых финансовых активах, цифровой валюте.
Причем, закон 259-ФЗ предусматривает судебную защиту гражданско-правовых требований, связанных с обладанием цифровой валютой, только в том случае, если юрлица, нуждающиеся в такой защите, отчитались согласно налоговому законодательству, то есть, проще говоря, если легализовали свое право владения цифровой валютой. Таким образом, получается, что введение обязанности отчитываться даже поможет таким лицам получить защиту от государства в случае споров с другими хозсубъектами. Собственно, государство таким образом установило свои правила игры, и они, в принципе, понятны: если вы в тени, официальной помощи ждать не следует.
Другое, конечно, дело, что выбора, остаться ли в тени, или претендовать на возможную помощь, законопроект на оставит. Тогда как закон 259-ФЗ пока что оговаривает лишь право отчитаться, а не обязанность.
Также ФНС сообщила, какие именно показатели планирует включить в состав формы отчета. Ведь после того, как закон с поправками в НК примут, налоговая служба должна будет выпустить свои подзаконные акты. Это входит в ее компетенцию, в отличие от правки законопроекта (право на которую почему-то приписывают налоговикам СМИ). Если верить письму, в отчете надо будет указывать "вал" за год: общую сумму поступлений и общую сумму списаний цифровой валюты за год. То есть, ФНС не планирует получать сведения по каждой отдельной операции.
Что обзовём "рынком"
Ничего толком ФНС не сказала о том, как будет определять рыночную стоимость цифровой валюты. Это понадобится, в частности, чтобы посчитать сумму штрафа в рублях (10% от незадекларированного оборота), а также – чтобы вообще знать, нужен ли отчет, ведь его надо будет сдавать при сумме операций от 600 тысяч рублей.
Законопроект предполагает, что алгоритм определения рыночной стоимости установит ФНС, но это, по нашему (и не только) мнению, в корне неправильно, ведь по действующим нормам НК рыночной признается цена сделки, если не доказано иное.
ФНС утверждает, что НК и сейчас содержит подобные нормы для отдельных случаев, например, стоимость чистых активов реорганизуемых или вновь созданных организаций. Но пример, прямо скажем, ФНС привела неубедительный – прежде всего, ключевым фактором является наличие или отсутствие сделки.
Залезть в счета физлиц
И еще один щекотливый вопрос, который привнесет в НК законопроект – введение права налоговиков требовать в банках выписки по операциям на счетах физлиц, не являющихся ИП, если обнаружены признаки возможного нарушения в связи с операциями с цифровой валютой. ФНС считает, что здесь всё чисто – если выписка получена незаконно, это можно будет доказать, потому что законопроект, якобы, устанавливает совершенно прозрачные условия: наличие признаков нарушений и "виза" вышестоящего налогового органа.
Тут, конечно, есть повод не поверить в чистоту намерений может и не самой ФНС, но налоговиков на местах (в будущем) – точно. Ведь разрешение начальства получить им несложно, и "нарисовать" признаки возможных нарушений при надобности тоже будет реально. При этом даже не обязательно, чтобы физлицо владело "левой" цифровой валютой – достаточно будет косвенных "улик".
Так что, фактически вводится упрощенный порядок получения информации о счетах вообще любых физлиц, даже если они не "прикасались" к крипте. Об этом говорили и мы, рассказывая о первоначальной версии проекта после его внесения в ГД, и думские комитеты, формулируя свои замечания к проекту. Правда, поскольку ФНС и без того плотно подбирается к счетам граждан, реализация законопроекта даст ей всего лишь временную фору – на тот период, пока не начался массовый "слив".
Судьба законопроекта
Из этого письма некоторые СМИ почему-то сделали вывод, что законопроект № 1065710-7 останется в неизменном виде. Позволим себе не согласиться. Во-первых, окончательного текста проекта – текста, подготовленного ко второму чтению – в думской базе еще нет. Во-вторых, ФНС не обладает полномочиями вносить поправки в законопроект. Это сделать может или правительство (то есть, орган, который "двумя этажами" выше, чем ФНС), или думские комитеты. ФНС же всего лишь комментировала то, что заложено в имеющуюся (то есть, первоначальную) версию проекта. В ее подготовке служба, возможно, сама же ранее и участвовала, так что критиковать эту версию налоговикам совсем не резон.
Как уже упоминалось, к законопроекту есть весьма серьезные правовые замечания, высказанные комитетами. И дело тут даже не в таких нюансах, как право налоговой заглянуть в счета физлиц или непонятным образом посчитать рыночную стоимость. Есть и более принципиальные вещи – например, каков вообще статус цифровой валюты – имущество это, или средство платежа, или ни то, ни другое. От этого зависит вообще многое, включая вопрос расчета налогов. Причем, прежде чем править НК, надо ввести некоторые нормы в ГК, которых на данный момент не существует. Так что говорить о том, какие нормы останутся в законопроекте, связанном с налогами и отчетностью, и в каком виде – еще очень рано.
Источник: Audit-it.ru
Источник: audit-it.ru